Все отечественные автомобили оснастят новой системой
прочитали: 77
Директор по развитию Цезарь Сателлит Игорь Хереш дал
комментарии «Российской газете» о скором внедрении в России системы экстренного
реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС.
Все
автомобили, поставляемые или выпускаемые для отечественного рынка, собираются
оснастить новой системой, которая должна спасать жизни в дорожных авариях.
Произойдет это не в далеком будущем, а уже в 2014-2015 годах.
Называется
эта система "ЭРА ГЛОНАСС". ЭРА в данном случае аббревиатура -
"Экстренное Реагирование при Авариях". Соответствующее решение было
принято на состоявшемся недавно совещании в правительстве РФ. Новые поправки
предполагается внести в техрегламент "О безопасности колесных транспортных
средств" уже в апреле.
Вопрос
можно считать решенным. Вскоре такое требование будет прописано ко всем
автомобилям, производящимся в России. А теперь о том, что такое ЭРА ГЛОНАСС. О
ее особенностях корреспонденту "РГ" рассказал директор по развитию
крупнейшего оператора телематических услуг Игорь Хереш.
Система
проектируется в соответствии с распоряжением правительства РФ и предназначена
для снижения уровня смертности и травматизма на дорогах. Она позволит мгновенно
оповещать все службы экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных
ситуациях.
Ежегодно
на дорогах страны погибают в ДТП около 30 тысяч человек. Как утверждают медики,
многих смертей можно было бы избежать, если бы "скорая помощь"
приехала на место происшествия в течение часа. Это время реагирования так и
называется - "золотой час". Часто пострадавшие погибают от потери
крови или от болевого шока. Своевременный приезд врачей спас бы жизнь многим.
Однако зачастую информация об аварии поступает в полицию, МЧС или "скорую
помощь" спустя длительное время. Например, случилось ДТП поздно ночью, да
еще и на дороге, по которой редко кто ездит. Пострадавшие в бессознательном
состоянии. Кто сообщит о происшествии? Только случайный свидетель, если таковой
окажется поблизости. А если нет?
Когда
новая спутниковая система заработает, то машина сама сообщит диспетчеру о
происшествии. Как это работает?
Произошло
ДТП, специальный блок, установленный в машине, приглушает звук магнитолы и
посылает сигнал о происшествии вместе с координатами места. Он также
предоставляет возможность диспетчеру связаться с пострадавшей машиной по
голосовому каналу. В каждом автомобиле будет блок аппаратуры с сим-картой. Если
ответа от водителя нет, на место отправляются МЧС, "скорая помощь" и
полиция. Если удалось дозвониться, то выясняются обстоятельства происшествия.
Сколько пострадавших, в состоянии ли они выбраться из машины, требуется ли
"скорая помощь" или прибытие МЧС. И на основании полученных сведений
на место высылаются только те службы, в которых нуждаются пострадавшие.
Как
мы знаем, не везде сотовая связь в России работает устойчиво. Если базовая
станция перегружена - дозвониться до абонента невозможно. Но тот сигнал,
который передает прибор ЭРА ГЛОНАСС, будет иметь самый высокий приоритет
передачи. Это не голословное утверждение. Дело в том, что соответствующие
приборы уже прошли тестирование в пилотных регионах, таких как Москва,
Санкт-Петербург и Курск. Живые машины на тестах не били, проводили стендовые
испытания. Зачастую они гораздо серьезней, чем реальная авария. Во всех случаях
прибор выжил и своевременно подавал сигнал. Как сообщил "РГ" Игорь
Хереш, после испытаний блок остался без каких-либо механических повреждений.
Сейчас
большинство автопроизводителей выжидают, когда в России будет принято требование
оснастить такой аппаратурой каждую машину. Но некоторые начали готовить свое
производство к этому нововведению и уже заключают договоры на поставку
соответствующего оборудования. Спутниковая группировка развернута в космосе,
осталось дело за оборудованием диспетчерских пунктов. Пока не ясно, кто их
будет создавать. Предполагается, что МЧС. В медвежьих уголках нашей родины их
можно установить в пунктах полиции или на базах "скорой помощи".
Но
пока этот проект только начинает свою активную фазу, операторы
спутниково-поисковых систем активно внедряют свои аналоги. Как рассказал Игорь
Хереш, они уже показали свою эффективность. Недавний случай. В Москве на выезде
на Мичуринский проспект произошло ДТП. БМВ, оборудованный этой системой, перед
выездом на Мичуринский сбросил скорость, чтобы пропустить попутные машины. В
этот момент в зад автомобилю врезались "Жигули". Если судить по
данным, которые зафиксировал Диспетчерский центр, то БМВ двигался со скоростью
8 км/час, а, исходя из удара, можно предположить, что "Жигули"
врезались на скорости не менее 50 км/час.
Оператор
Диспетчерского центра сразу же связался с хозяйкой БМВ по телефону и
поинтересовался, что произошло, есть ли пострадавшие, требуется ли "скорая
помощь". Все это не потребовалось. На вопрос, требуется ли полиция, был
получен положительный ответ. Через 8 минут на месте уже был экипаж ДПС. Женщина
так и не поняла, с кем разговаривала по телефону и кто вызвал полицию. Все
сведения о происшедшем, как на самолете в "черном ящике", остаются в
компьютерной базе данных и могут оказать неоценимую помощь в выяснении, кто
прав или виноват в аварии.
Система
экстренного реагирования уже в ближайшее время будет в обязательном порядке
устанавливаться на каждой выпускаемой в стране машине.
Часть
финансовых обязательств возьмет на себя государство: в системе будет создана
специальная коммуникационная инфраструктура, которая позволит обеспечить
максимально быстрое реагирование на сигнал о ДТП. Что касается непосредственно
установки терминалов "ЭРА ГЛОНАСС" в автомобили, то трехсторонний
техрегламент обяжет производителей, выпускающих машины на территории стран
Таможенного союза, устанавливать оборудование за собственный счет. Это,
конечно, приведет к удорожанию автомобилей. Но как обещают эксперты -
незначительно.
Для
обеспечения работоспособности системы на территории РФ правительство
зарезервировало специальные телефонные коды 941-949 (уже выделена первая серия
в 1000 номеров 941-111-1ххх), которые будут использовать для связи с
экстренными центрами приема информации.
А
как у них?
Одной
из первых стран, где все автомобили без исключения было решено связать в единую
систему за счет установки на каждый специального навигационного оборудования,
была Япония. Здесь в середине 80-х годов прошлого века всю дорожную сеть страны
оснастили интеллектуальной транспортной системой. Власти Японии таким образом
решили снизить смертность на дорогах. Им это удалось. В 2009 году в Японии
погибло всего около 5 тысяч жителей. В планах страны - количество погибших в
ДТП снизить до нуля.
В
Европе с 2001 года разрабатывается проект eCall. К 2013 году на всех новых
автомобилях, продаваемых в странах ЕС, должны быть установлены
навигационно-коммуникационные устройства, которые срабатывают при аварии и
передают по каналам GSM-связи через номер 112 информацию об автомобиле и его
координатах. Некоторые страны ЕС, не дожидаясь 2013 года, уже начали внедрение
систем на некоторых видах транспорта. Например, в Германии с 2005 года
навигационно-связными приборами GPS оборудуют фуры грузоподъемностью свыше 12
тонн. А в Швеции примерно с того же времени оснащают грузовики массой свыше 3,5
тонны.
Владимир Баршев, Российская Газета