Информационное агентство «Росбалт» провело в Санкт-Петербурге круглый стол под названием «Как обезопасить свой автомобиль от угона?»…
прочитали: 60
Информационное агентство «Росбалт» провело в Санкт-Петербурге
круглый стол под названием «Как обезопасить свой автомобиль от
угона?». Приглашенные эксперты высказали свое о перспективах и
текущей ситуации на рынке автомобильной безопасности,
проиллюстрировав свои выступления статистическими данными и
примерами из собственной практики.
Лучшие охранные комплексы - в России?
Согласно данным страховщиков, в течение последних трех лет
самыми угоняемыми автомобилями в России стали Mitsubishi Lancer,
Outlander XL и Pajero, Mazda 3, Ford Focus, Mazda 6, Nissan
X-Trail, Honda CR-V, Suzuki Grand Vitara, Subaru Forester, Toyota
Land Cruiser и Lexus RX. Именно на эти модели приходится самый
большой объем выплат по КАСКО. Средняя цена таких автомобилей
колеблется в районе $20 000.
Однако в других странах ситуация совершенно иная. Так, Алексей
Мещерский, генеральный директор компании Magic Systems, отметил в
своем выступлении, что средняя стоимость угнанной машины в США
составила «всего» $6755, а в числе самых угоняемых – чаще всего не
новые автомобили. Неудивительно, что они не оснащены современными
охранными системами – подчас цена последних может быть сопоставима
со стоимостью самого автомобиля. В то же время стандартные системы
безопасности – сигнализации и иммобилайзеры – достаточно хорошо
защищают новые автомобили. Это отпугивает угонщиков.
Но неужели в США так мало толковых специалистов, способных
вскрыть не только стандартную, но и самую продвинутую защиту?
Конечно же, их там больше, чем где бы то ни было! Другое дело, что
в Новом свете профессионал не останется без работы – он сможет
получить место в солидной компании, такой как Google или Apple, и
ему не придется рисковать ни свободой, ни репутацией, применяя свои
знания. И даже напротив! Кто же тогда угоняет автомобили?
Вспомните фильм «Угнать за 60 секунд?» с Николасом Кейджем в
главной роли или его более давний прообраз. В основном в этом
бизнесе заняты мелкие воришки и доморощенные спецы, склонные к
авантюре и риску и не нашедшие себе в жизни более грамотного
применения. Многих влечет на дело юношеское бунтарство, однако, они
либо пойдут ко дну преступного мира, либо обзаведутся семьей и
респектабельной профессией. Иное дело – Россия, где гораздо труднее
себя реализовать. Интеллектуалы, не нашедшие себе применения в
легальной сфере, становятся по другую сторону баррикад.
Покупательские бум последних лет привел к огромному росту
автопарка страны – и вместе с ним неуклонно росло и число угонов. А
так как львиная доля продаж приходится на кредитные автомобили,
будущих автомобилистов, обязанных страховаться по КАСКО, обязывали
устанавливать охранный комплекс – зачастую такое условие
прописывалось в страховом договоре по умолчанию. Именно поэтому,
как бы диковинно для нашего уха это ни прозвучало, российские
охранные комплексы во многом превосходят зарубежные. И совершенно
ясно – почему: у нас хорошая защита попросту нужнее. Ведь, в
отличие от американских угонщиков, внимание их российских коллег
притягивают новые и более дорогие автомобили.
Почему большинство сигнализаций не обеспечивают
эффективную защиту?
Но есть одно важное «но». По меткому замечанию Ивана Зверева,
руководителя отдела безопасности компании «Цезарь Сателлит
Северо-Запад», чтобы успешно противодействовать угонщику, нужно
попытаться взглянуть на ситуацию их глазами. Ведь они – просто
конкуренты по бизнесу. А значит, если сделать свой охранный
комплекс дороже (и сложнее), чем у конкурента, угонщик попросту не
захочет связываться с таким автомобилям. Он предпочтет сэконить
время и средства и взломать машину с более простым и знакомым
алгоритмом защиты.
В течение нескольких лет на рынке автомобильной безопасности вне
конкуренции были сигнализации, использующие довольно нехитрый
алгоритм. Это сигнализации с одним штатным – немногофактурным –
кодом. Дезактивировать такую сигнализацию несложно: за 80-150 тысяч
вполне легально приобретается устройство под названием кодграббер,
перехватывающее сигнал штатного брелока при постановке автомобиля
на охрану и использующие его для последующего вскрытия
сигнализации. Официально они предназначены для проведения
«независимых исследований эффективности противоугонных средств». В
реальности за последние 3-4 года с помощью этого устройства
взламывалось 95% сигнализаций.
Конечно, на рынке существуют альтернативные варианты. Так, более
продвинутые сигнализации имеют не только свой код, но и особое
шифровальное правило, которое никогда не повторяется. Условно
говоря, чтобы машина снялась с охраны, она должна ответить на
вопрос, который поступает с брелка. Однако перехват больше не имеет
смысла - вопрос никогда не повторяется… Конечно же,
профессиональные угонщики, инвестирующие в сверхприбыльный бизнес
немалые средства, нашли действенный способ борьбы и с новым
алгоритмом. Но и разработчики времени не теряли: чтобы выиграть в
этой игре, надо всегда быть на шаг (а желательно и побольше)
впереди.
Однако лишь 4% российских автомобилистов верят, что сигнализация
способна обезопасить их автомобиль от угона. Почему?
Алексей Мещерский объясняет это ассиметричностью информации о
продукте. Тогда как производитель пытается узнать, какая информация
уже доступна угонщику и тем самым сделать угон невозможным,
потребитель на среднюю рыночную цену автосигнализации и вид брелка
и выбирает более доступный, а на поверку – неэффективный
вариант.
Факты
В прошлом году на часть кроссоверов Lexus RX компанией «Цезарь
Сателлит Северо-Запад» была установлена усовершенствованная модель
охранного комплекса. Другая же часть получила прежний вариант.
Статистика показала, что машины, оснащенные усовершенствованной
системой. В результате внедорожники, на которых была установлена
старая система, пытались угнать в 40 раз чаще.
Еще один аспект проблемы – необходимость добиться компромисса
между сложностью системы и ее удобством. Александр Юшин, директор
Северо-Западного филиала ГК «Аркан», отмечает: даже самая
эффективная с точки зрения защиты охранная система не будет
пользоваться спросом на рынке, если она неудобна в использовании.
Это раздражает клиента.
Как сделать охрану эффективной?
Эксперты убеждены: как бы того ни хотелось, не бывает ни
абсолютной надежности, ни абсолютной безопасности. Поэтому
эффективной защиты можно добиться лишь комбинированием различных
методов и систем.
Так, специалисты призывают совмещать механические, звуковые,
цифровые и спутниковые средства защиты. На языке профессионалов это
называется «охранный бутерброд».
Александр Юшин, директор Северо-Западного филиала ГК «Аркан»,
называет несколько конкретных мер, которые позволяют производителю
добиться боле эффективной защиты:
Дублирование различных блоков (если один выведен из строя –
другой продолжает работать).
Дублирование каналов передачи сообщения.
Несколько способов обратной связи.
Систематическая смена оборудования и алгоритмов.
Немаловажно учесть так называемый «человеческий фактор» - в
идеале уважающий себя производитель должен иметь собственную службу
безопасности и, конечно же, установочный центр, о чем говорил, в
частности, Виталий Брянцев, генеральный директор компании
«Аларм».
Постановка охранных комплексов зачастую происходит прямо в
автосалонах, где автомобиль приобретался. Это в корне неверно. Так,
г-н Брянцев резонно замечает: «Приобретая новую квартиру, мы же не
собираемся просить застройщика установить нам охранную
сигнализацию?» Через руки специалистов дилерских центров в
кратчайшие сроки проходят десятки, а то и сотни автомобилей –
подобный конвейерный подход не идет на пользу качеству установки.
Возможны и более «криминальные» варианты: при установке
сигнализации у дилера автомобиль может быть банально подготовлен к
угону.
В то же время, устанавливая охранный комплекс у профессионалов,
вы получаете по-настоящему качественное обслуживание: учитывается
не только технические особенности вашей машины, но и индивидуальный
подход. Виталий Брянцев убежден: от охранной системы зависит лишь
30% эффективности, а оставшиеся 70% приходятся на грамотную
установку.
Перспективы на 2009 год
Конечно же, всех волнует вопрос, чего стоит ожидать от угонщиков
в условиях разразившегося кризиса, одним из последствий которого
стал резкий спад продаж новых иномарок.
По данным за конец прошлого года, в среднем по Санкт-Петербургу
угоняется 30-40 автомобилей в сутки, по одному автомобилю в час.
Тем не менее, в 2008 году в Северной столице зафиксировано на 1500
угонов меньше, чем годом ранее - в том числе благодаря применению
ряда нестандартных решений. Так, в 6 отделе ГИБДД с целью
профилактики угонов под документы аварийных машин составлена
специальная база данных. Готовится и ряд других законодательных
инициатив, которые помогут в борьбе с мошенниками.
Эксперты сходятся во мнении: внимание начнут привлекать более
дешевые автомобили, возрастет количество угонов «на запчасти». Оно
и понятно: спрос на автомобили падает, в результате чего
перепродажа уже не всегда сможет покрывать издержки. Пока, правда,
статистика говорит об обратном: 5 февраля в Петербурге угнали 24
автомобиля, из них только два отечественного производства.
Кроме того, в связи с ростом курса валюты активизируется
страховое мошенничество. Не исключено, что участятся случаи
«силового захвата», которые не требуют от злоумышленников особых
затрат и интеллектуальной подготовки. И здесь, увы, не поможет ни
один охранный комплекс, как бы совершенен он ни был. Так что
берегите себя.
По материалам autopeople.ru