Бесполезно ли ГЛОНАСС-оборудование для российских самолетов?
прочитали: 53
Письмо, написанное Александром Нерадько, наделало шума. В письме,
копия которого есть у газеты "Известия", глава Росавиации говорит, что на
большинстве российских самолетов нет цифрового пилотажно-навигационного
комплекса, поэтому установка на них аппаратуры спутниковой навигации
ГЛОНАСС/GPS бесполезна, так как аппарат спутниковой навигации не
взаимодействует с навигационным оборудованием воздушного судна, что делает
невозможным осуществлять автоматическое управление самолетом по сигналам
ГЛОНАСС/GPS. За разъяснениями журналисты радиостанции Финам-FM обратились к эксперту в этой области: Игорю Херешу, директору по развитию ГК
Цезарь Сателлит.
Ведущий: Как
могло случиться так, что самый современный и, без ложной скромности, лучший "плод" российской
научно-технической мысли – бесполезен для наших же, российских, самолетов?
Игорь Хереш: Любопытно,
не правда ли: если "дворники" лежат в багажнике автомобиля, то они не помогут во время
дождя. Думаю, аналогия может охарактеризовать и ситуацию с
ГЛОНАСС-оборудованием и российскими самолетами. Дело не в том, что "дворники" плохие – дело в
том, что их по каким-то причинам не используют должным образом. Чтобы ГЛОНАСС-оборудование начало эффективно работать, его нужно интегрировать в бортовую
систему управления самолета, в противном
случае ГЛОНАСС-приемник будет всего лишь бесполезной коробкой, а не
высокоэффективным навигационным инструментом, обеспечивающим максимальную
точность!
Ведущий: Другими словами – проблема только в том,
чтобы спроектировать, создать, внедрить, как угодно назовите, этот технический "скреп" между ГЛОНАСС-оборудованием
и самолетом. Но тогда зачем это письмо? Для чего создана шумиха? Может быть,
проблема настолько долго не решается, что уже было жизненно необходимо привлечь
внимание к проблеме?
Игорь Хереш: Надо
понимать, что мы можем только догадываться о каких-то вещах. И на это нужно
делать скидку. Однако попробуем порассуждать. Возможно, интегрировать ГЛОНАСС-оборудование
на некоторые самолеты либо чрезвычайно сложно, либо – даже невозможно, нельзя
исключать и такого. Это на автомобилях мы можем что-то "подкорректировать",
самолеты – очень сложная система, боинги, например, возможно вообще исключают
возможность "привнести" какие-либо изменения в систему бортового управления. А
от перевозчиков, например, требуют, чтобы они летали только с использованием
ГЛОНАСС. Может быть, их даже штрафуют за то, что они летают без использования
ГЛОНАСС-оборудования? И что в таком случае остается делать? Только попытаться
еще раз заявить, что проблема глубже, поскольку
перевозчики, возможно, и рады бы использовать ГЛОНАСС – да не могут, а потому проблему нужно решать на государственном уровне.
Ведущий: Возможно
ли, что письмо было написано господином Александром Нерадько в компании
российских авиа-производителей? Ведь если боинги не позволяют пользоваться
ГЛОНАСС – то быть может, стоит от них отказаться в пользу самолетов
отечественного производства?
Игорь Хереш:
Не обладая достаточной информацией, думаю, мы можем всего
лишь строить догадки. А это дело неблагодарное. Что я знаю наверняка – так это то, что ГЛОНАСС-оборудование очень
эффективное. Не случайно оно нашло применение даже на поле военных разработок и
проектов. Когда GPS и ГЛОНАСС совмещены – качество определения сигналов очень
высокое. А потому, думаю, что в
перспективе ситуация обязательно разрешится: самолетам необходимо ГЛОНАСС-оборудование.